Как строят подводные тоннели и причем здесь корабельные черви?

Как строят подводные тоннели и причем здесь корабельные черви?

Как строителям удается создавать такие сооружения в столь неблагоприятных для этого условиях?

Первый известный подводный тоннель

Удивительно, но подводные тоннели существовали ещё до нашей эры. Где-то между 2180 и 2160 годами до н.э. вавилоняне построили один из первых тоннелей под Евфратом. Будучи 929 метров в длину, 3,7 метра в высоту и 4,6 метра в ширину, он был обшит кирпичом и поддерживался аркой. Считается, что его использовали пешеходы и колесницы для переходу между царским дворцом и храмом Мардука.

GettyImages-464492533.jpg

На протяжении веков тоннели использовались в основном шахтерами и средневековыми «саперами», которые рыли их под стенами замков, чтобы устроить подрыв. Но с появлением водного транспорта, а позже и железных дорог, инженеры задумались о более сложных туннельных проектах. Они стали возможными благодаря значительному усовершенствованию методов геодезических измерений и вентиляции. Однако повышенная опасность строительства и затратность все-таки отложили попытки прокладки подводных тоннелей до середины 1800-х годов.

Появление тоннелепроходческого щита

В 1818 году французский инженер Марк Брюнель создал тоннелепроходческий щит – первую машину для прокладки тоннелей под водой, которую использовали для строительства перехода под Темзой в Лондоне.

Щит представлял собой прямоугольный каркас с множеством стальных окошек внутри, который проталкивался под землей домкратами.

Механика работы была такова: рабочие по очереди открывали окошки, выбирали грунт, и, по мере того, как машина двигалась вперед, они возводили позади толстую кирпичную кладку, служившую стенами тоннеля.

Изобретателю пришла в голову идея этого устройства, когда он наблюдал, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке.

Эффективно, но не слишком быстро. Так, на строительство тоннеля под Темзой потребовалось около девяти лет.

GettyImages-520635820.jpg

Современные приспособления для строительства тоннелей

Сегодня существуют куда более совершенные аппараты, называемые «тоннелепроходческие машины». Они способны строить тоннели не только под реками, но и под морями.

Эти двухсотметровые агрегаты отличаются от старых тем, что самостоятельно «вгрызаются» в подводный грунт. Они заглатывают грунт и передают назад, где рабочие отгружают его на поверхность.

Также эти машины строят бетонный каркас для поддержания стен тоннеля от обвалов. Самые большие из них за один оборот ножей могут обработать до 10 тонн породы.

Двенадцать английских и французских машин использовались при строительстве тоннеля под Ла Маншем, который соединил два европейских государства. Изюминка тоннеля под Ла Маншем в том, что строительство велось сразу с двух сторон, с целью встретиться посередине. Отклонение всего на несколько метров могло стать фатальным для всего проекта.

Еще один метод прокладки подводных тоннелей применили для строительства тоннеля Теда Вильямса в Бостоне, США. Будущий тоннель вместе с дорожным покрытием построили на суше, поделив на 12 секций. Затем вырыли траншею на нужно месте, куда и опустили части тоннеля.