Техногеника 2 сезон

Техногеника

Проект российского производства о главных инженерных чудесах России возвращается на Discovery Channel! Новый сезон программы «Техногеника» предлагает взглянуть на знаковые произведения технического искусства, созданные советскими и российскими конструкторами, инженерами, технологами, механиками, учеными. Съемки проекта проходили по всей России – от европейской части до Сибири и Крайнего Севера. Значение объектов, о которых пойдет рассказ, невозможно переоценить – каждый из них стал важным шагом в развитии науки и техники в мировом масштабе.

Многие кадры, которые вошли в программу, зрители увидят впервые – при создании проекта использовались архивные материалы и уникальная хроника, которая раньше находилась под грифом «для служебного пользования». Чтобы наглядно показать процесс создания, в дополнение к потрясающим натурным съемкам авторы использовали современную компьютерную технику. В работе над программой применялись роботизированные камеры и беспилотные аппараты – только так можно было показать всю мощь, красоту и величие объектов, ставших визитной карточкой страны.

123

Смотрите в новом сезоне

1

Магнитогорский металлургический комбинат

Магнитогорский Металлургический комбинат. Самое большое производственное предприятие в России. Один из самых больших металлургических заводов в мире. Объект, видимый невооруженным глазом из Космоса. Вместо прогнозируемых 11 лет на проектирование и 12 – на строительство, весь цикл занял 3 года. Орджоникидзе назвал Магнитку «пупом пятилетки». Сейчас – самое современное металлургическое производство в России, уникальный прокатный стан 5000 дает лист для новых ледоколов, французских «Мистралей» и труб большого сечения, в том числе для Южного и Северного потоков (до этого у нас таких труб не было), а стан 2000 обеспечивает металлом российский автопром.

1

Шагающий Экскаватор

Шагающий экскаватор ЭШ65. К сожалению, самый большой отечественный шагающий экскаватор ЭШ100 не сохранился. А вот аналогичный по конструкции, но чуть менее мощный ЭШ65 успешно трудится в Тулунском карьере и на сегодня является самым большим экскаватором в России и самым большим в мире среди экскаватором с традиционными ковшами. Подобные колоссы вызывают массу вопросов – а как их строят, как перевозят, сколько они стоят с какой скоростью способны перемещаться, сколько человек ими управляют, сколько энергии нужно для их работы… Вот на все эти вопросы мы и ответим, посетив Тулунский угольный разрез и завод Уралмаш.

3

Царь-Бомба

В октябре 1961 года Советский Союз явил миру самое разрушительное оружие, когда-либо созданное человечеством – термоядерную бомбу. Автор проекта, будущий правозащитник и гуманист Андрей Сахаров выполнил поставленную задачу блестяще: мощность бомбы в 100 Мегатонн обеспечивала не только выжженную землю на площади в несколько сотен тысяч квадратных километров, но и гарантировала смещение угла отклонения земной оси, что сулило катастрофу планетарного масштаба. Так что для испытаний был использован заряд вдвое меньшей мощности – 50 Мегатонн. Но и этого хватило, чтобы все сейсмостанции мира зафиксировали признаки землетрясения, а взрывная волна обогнула планету 4 раза. 

Подлодка

Подводная лодка «Акула»

АПЛ Акула. Оставив в стороне вооружение субмарины, поговорим об «Акуле», как о самом большой подводном судне в мире, единственной двухкорпусной подводной лодкой, на палу которой может развернуться грузовик. С точки зрения экипажа, Акула обеспечивает беспрецедентные условия для жизни под водой – с бассейном, тренажерным и концертным залами. Размеры Акулы сопоставимы с двумя парами 6-ти подъездных пятиэтажек. В мире не существует даже близких по параметрам подводных кораблей.

2

Астрофизическая лаборатория

Без российской астрофизической обсерватории в Кабардино-Балкарии сегодня уже невозможно представить себе не только отечественную, но и мировую науку. Но процесс создания обсерватории не менее интересен, чем та научная деятельность что она ведет. Чего стоит только уникальное зеркало, на создание которого ушло более 4 лет… А идеально гладкая 15-километровая автомобильная дорога, проложенная в диких горах для доставки хрупкого оборудования – еще один ярчайший пример уникальности объекта.

4

Рекордные локомотивы

Скоростные локомотивы. На исходе 80-х в СССР был построен самый быстрый в мире тепловоз, установивший рекорд Гиннесса (271 км/час) который увы, так и остался экспериментом. Но заложенные решения сейчас позволяют сделать следующий шаг в создании новых локомотивов. Мы вспомним создателей уникального тепловоза, поговорим о том, как устанавливался рекорд, проследим судьбу его создателей сейчас. Тепловоз ТЭП-80 – это еще и хороший повод поговорить о других скоростных локомотивах – Паровозе П36 и вагоне с реактивными двигателями, созданном на Калининском вагонозаводе в 1970 году. А закончим программу рассказом о самой перспективной железнодорожной разработке – российском газотурбовозе.

789

Лефортовский тоннель

Лефортовский тоннель в Москве – это не только сложнейшее инженерное сооружение, созданное с учетом самых последних требований по безопасности (с учетом горького опыта трагедии под Монбланом). Это уникальная в мировых масштабах стройка – прокладка тоннеля под Москва-рекой, районом исторической застройки, и с учетом многочисленных подземных коммуникаций мегаполиса и близости метро – задача, которую ни в одной столице мира решать еще не приходилось. А в результате получилось крайне эффективное и изящное решение транспортной проблемы.

Вертолеты

Гигантские вертолёты

Вертолет В-12 конструкции Михаила Миля до сих пор вызывает восхищение. Во-первых, он остается самым большим по размерам и самым грузоподъемным в мире и по сей день, спустя почти 50 лет после первого полета. Рекорд грузоподъёмности в 45 тонн, зафиксированный в книге рекордов Гиннеса, не побит до сих пор. Американская ассоциация строителей геликоптеров присудила КБ Миля за создание В-12 большую премию Сикорского, которая дается только за величайшие отраслевые достижения. Увы, вертолет оказался невостребованным уже на стадии испытаний – машина предназначалась в первую очередь для перевозки секций баллистических ракет, но на момент его создания ракеты стали меньше, а также появились мобильные комплексы для их транспортировки. В итоге гигант остался не у дел, однако интерес к В-12 не утихает – например, одна американская компания хотела выкупить такую машину, чтобы сделать на ее базе летающий отель. 

Бомбардировщики

Стратегические Бомбардировщики. Самолеты будущего

Стратегические бомбардировщики интересны не только как памятники холодной войны, но в первую очередь как машины, которые воплощают передовые решения в области конструкции планера, новых материалов и самых совершенных двигателей. Гонка вооружений между СССР и США привела к созданию практически совершенных стратегических бомбардировщиков, способствуя развитию не только военной, но и гражданской авиации. Так, при создании только одного бомбардировщика Т4 было сделано свыше 400 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами. Программа прослеживает эволюцию стратегической авиации СССР от Ту-4 через М-50, Ту-95 и Т-4 до Ту-160. Вы узнаете историю самолетостроения и познакомитесь с ноу-хау, которые нашли применение в современной авиаиндустрии.

Экранопланы

Русские экранопланы

Экранопланы – это машины, которые объединяют достоинства самолета и катера. Они летают благодаря так называемому «эффекту экрана», создающему воздушную подушку: сами аппараты практически вездеходны, поскольку могут подниматься на несколько метров над любой поверхностью, и способны развивать скорость до 600 км/ч. В СССР было создано несколько экранопланов, но в 90-е годы работа над ними была заморожена. Узнайте историю этих необычных машин, а также познакомьтесь с их современными версиями и перспективами.

Гипер

Гиперболоидные конструкции

В 1899 году известный российский инженер Владимир Шухов запатентовал гиперболоидную форму конструкций, положив начало строительству гиперболоидных башен. Одна из самых известных – радиобашня на Шаболовке, которая в 2015 году была включена в список Памятников мировой культуры. Идея Шухова, которая позволяла строить легкие и прочные здания, не знала аналогов в мировой практике. Она актуальна по сей день – хотя железобетонные конструкции потеснили ажурные стальные сооружения, башни-гиперболоиды и сегодня возводятся в разных странах мира и наблюдается ренессанс шуховских идей. «Красивое – всегда прочное» - утверждал великий инженер и конструктор. И неизменно воплощал этот тезис в жизнь, будь это башни, стропила или нефтехралища. Зритель узнает, чем еще кроме Шуховской башни мы обязаны гению великого соотечественника.

Луноход

Луноходы и Марсоходы

Луноход-1 стал первым в истории механизмом, созданным на Земле и перемещавшимся по другому небесному телу, передавая оттуда информацию. Программа расскажет о конструкции Лунохода, истории его создания, а также о других отечественных планетоходах. Самая большая сложность заключалась в том, что никто не представлял себе, как должен выглядеть «трактор» для другой планеты – аналогов в мире просто не существовало. Но в результате проблема была решена, и из этого выпуска программы вы узнаете, как именно.

Коллайдер

Русский коллайдер

В последнее время термин «коллайдер» ассоциируется в основном с ускорителем, который работает в лаборатории ЦЕРН, расположенной неподалеку от Женевы на границе Швейцарии и Франции. Однако первый ускоритель в Европе был построен в СССР, в Дубне – он запечатлен в знаменитом фильме «9 дней одного года». Сегодня дубнинский коллайдер получил вторую жизнь после глобальной реконструкции. Была предпринята попытка построить коллайдер в подмосковном городе Протвино, но эта работа, увы, не была закончена – в итоге грандиозный ускоритель диаметром в 20 км так и остался на бумаге. Сейчас там работает гораздо более скромный агрегат, но вместе с дубнинским ускорителем он помог совершить десятки открытий, проливающих свет на структуру материи и загадки Вселенной.

123

Смотрите второй сезон программы «Техногеника» по субботам в 15:00 на Discovery Channel и на официальном Youtube-канале - новый эпизод каждый понедельник!