Техногеника 2 сезон

Nissan

Проект российского производства о главных инженерных чудесах России возвращается на Discovery Channel! Новый сезон программы «Техногеника» предлагает взглянуть на знаковые произведения технического искусства, созданные советскими и российскими конструкторами, инженерами, технологами, механиками, учеными. Съемки проекта проходили по всей России – от европейской части до Сибири и Крайнего Севера. Значение объектов, о которых пойдет рассказ, невозможно переоценить – каждый из них стал важным шагом в развитии науки и техники в мировом масштабе.

Многие кадры, которые вошли в программу, зрители увидят впервые – при создании проекта использовались архивные материалы и уникальная хроника, которая раньше находилась под грифом «для служебного пользования». Чтобы наглядно показать процесс создания, в дополнение к потрясающим натурным съемкам авторы использовали современную компьютерную технику. В работе над программой применялись роботизированные камеры и беспилотные аппараты – только так можно было показать всю мощь, красоту и величие объектов, ставших визитной карточкой страны.

123

Смотрите в новом сезоне

1

Магнитогорский металлургический комбинат

Магнитогорский Металлургический комбинат. Самое большое производственное предприятие в России. Один из самых больших металлургических заводов в мире. Объект, видимый невооруженным глазом из Космоса. Вместо прогнозируемых 11 лет на проектирование и 12 – на строительство, весь цикл занял 3 года. Орджоникидзе назвал Магнитку «пупом пятилетки». Сейчас – самое современное металлургическое производство в России, уникальный прокатный стан 5000 дает лист для новых ледоколов, французских «Мистралей» и труб большого сечения, в том числе для Южного и Северного потоков (до этого у нас таких труб не было), а стан 2000 обеспечивает металлом российский автопром.

1

Шагающий Экскаватор

Шагающий экскаватор ЭШ65. К сожалению, самый большой отечественный шагающий экскаватор ЭШ100 не сохранился. А вот аналогичный по конструкции, но чуть менее мощный ЭШ65 успешно трудится в Тулунском карьере и на сегодня является самым большим экскаватором в России и самым большим в мире среди экскаватором с традиционными ковшами. Подобные колоссы вызывают массу вопросов – а как их строят, как перевозят, сколько они стоят с какой скоростью способны перемещаться, сколько человек ими управляют, сколько энергии нужно для их работы… Вот на все эти вопросы мы и ответим, посетив Тулунский угольный разрез и завод Уралмаш.

3

Царь-Бомба

В октябре 1961 года Советский Союз, стремившийся компенсировать отставание в ключевых экономических сферах военным превосходством, явил миру самое разрушительное оружие, когда-либо созданное человечеством – термоядерную бомбу. Автор проекта, будущий правозащитник и гуманист Андрей Сахаров выполнил поставленную задачу блестяще: мощность бомбы в 100 Мегатонн гарантирована обеспечивала не только выжженную землю на площади в несколько сотен тысяч квадратных километров, но и гарантировала смещение угла отклонения земной оси, что сулило катастрофу планетарного масштаба. Так что для испытаний, а по сути для демонстрации миру новой супер-бомбы был использован заряд вдвое меньшей мощности – 50 Мегатонн. Но и этого хватило, чтобы все сейсмостанции мира зафиксировали признаки землетрясения, а взрывная волна обогнула планету 4 раза. В программе будет приводиться и другая шокирующая статистика: например – площадь парашюта бомбы - 1200 квадратных метров, после взрыва в радиусе 1000 км в течение 40 мин не работала телефонная и радиосвязь… Разум восторжествовал – это был первый и последний случай применения страшного оружия, так что сегодня эта история уже воспринимается многими, как курьез. Если бы все не было так серьезно. Никита Хрущев предлагал поставить точную копию бомбы около Царь-пушки и Царь-колокола в Кремле. Вот и была бы у нас еще и Царь-бомба…

Подлодка

Подводная лодка «Акула»

АПЛ Акула. Оставив в стороне вооружение субмарины, поговорим об «Акуле», как о самом большой подводном судне в мире, единственной двухкорпусной подводной лодкой, на палу которой может развернуться грузовик. С точки зрения экипажа, Акула обеспечивает беспрецедентные условия для жизни под водой – с бассейном, тренажерным и концертным залами. Размеры Акулы сопоставимы с двумя парами 6-ти подъездных пятиэтажек. В мире не существует даже близких по параметрам подводных кораблей.

2

Астрофизическая лаборатория

Без российской астрофизической обсерватории в Кабардино-Балкарии сегодня уже невозможно представить себе не только отечественную, но и мировую науку. Но процесс создания обсерватории не менее интересен, чем та научная деятельность что она ведет. Чего стоит только уникальное зеркало, на создание которого ушло более 4 лет… А идеально гладкая 15-километровая автомобильная дорога, проложенная в диких горах для доставки хрупкого оборудования – еще один ярчайший пример уникальности объекта.

4

Рекордные локомотивы

Скоростные локомотивы. На исходе 80-х в СССР был построен самый быстрый в мире тепловоз, установивший рекорд Гиннесса (271 км/час) который увы, так и остался экспериментом. Но заложенные решения сейчас позволяют сделать следующий шаг в создании новых локомотивов. Мы вспомним создателей уникального тепловоза, поговорим о том, как устанавливался рекорд, проследим судьбу его создателей сейчас. Тепловоз ТЭП-80 – это еще и хороший повод поговорить о других скоростных локомотивах – Паровозе П36 и вагоне с реактивными двигателями, созданном на Калининском вагонозаводе в 1970 году. А закончим программу рассказом о самой перспективной железнодорожной разработке – российском газотурбовозе.

789

Лефортовский тоннель

Лефортовский тоннель в Москве – это не только сложнейшее инженерное сооружение, созданное с учетом самых последних требований по безопасности (с учетом горького опыта трагедии под Монбланом). Это уникальная в мировых масштабах стройка – прокладка тоннеля под Москва-рекой, районом исторической застройки, и с учетом многочисленных подземных коммуникаций мегаполиса и близости метро – задача, которую ни в одной столице мира решать еще не приходилось. А в результате получилось крайне эффективное и изящное решение транспортной проблемы.

123

Смотрите второй сезон программы «Техногеника» по воскресеньям в 19:00 на Discovery Channel и с 10 октября на официальном Youtube-канале - новый эпизод каждый понедельник!